Главная страница- - -композиторы - - Лист (Liszt) Ференц (Франц)

Лист (Liszt) Ференц (Франц)

Rambler's Top100

Лист (Liszt) Ференц (Франц)

ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (1811—86) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, обществ, деятель. Учился у К. Черни (фортепьяно), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823—35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г.Гейке и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил пьесу «Лион». В 1835—39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа тали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепьяно. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искуств, особенно внутренней связи музыки с поэзией. Создал для фортепьяно «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» и др.

С конца 30-х гг. до 1 847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в том числе в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838—40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М.И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др.

В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848—61 были созданы самые значительные произведения Листа , в том числе 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепьянных концерта, соната h-rnoll. Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р.Шумана, М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов мипцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера.

С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса и др. композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистического искусства А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав св. 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д'Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенаузр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы.

Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош.) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепьяно , симфонические поэмы, оратории, мессы и др. сочинения). Определяющие принципы новаторского творчества композитора — программность ( Программная музыка) и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра — одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различных национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.


Сочинения:
опера -
Дон Санчо, или Замок любви (Don Sanchе оu lе Chateau d'Аmоur, 1825, Париж);

для голоса с оркестром-
оратории: Легенда о святой Елизавете (Legendе von der heiligen Еlisabeth, 1862; 4 пьесы - обработка для фортепиано в 4 руки, 1868), Христос (1866, 3 части, также обработка в 4 руки, 1873), Легенда о святом Станиславе (Legende vom heiligen Stanislaus, неоконченное сочинение, 1863-86;Интерлюдия, 1863;2 полонеза для фортепиано в 2 руки, 1874), легенды, в том числе Св. Цецилия (1874),мессы - Гранская (Торжественная) [Мissа solemnis (Graner Меsse), 1855], Хоральная (Мissа сhoralis, 1865), Венгерская коронационная (Маgуаr koronazasi mise, 1866-67, Вenedictus из неё - для фортепиано, 1867; для оркестра, 1875, Оffertorium - для фортепиано, 1867, эти части из мессы также для фортепиано в 4 руки, 1869);кантаты: Торжественная, к открытию памятника Бетховена в Бонне (Festkantate zur Еnthullung des Веethoven-Denkmals in Воnn, 1845), К празднованию столетия Бетховена (Zur Sakularfeier Вeethovens, 1870), Венгрия (Ungaria-Каntate, 1848) и реквием (1868) и др.;

для оркестра-
Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1854, заключительный хор, 1857; Гретхен, 2-я часть - для фортепиано в 2 руки, 1874; для 2 фортепиано, 1856), Симфония к Божественной комедии Данте (Еine Sym phinie zu Dantes Divina Соmmedia, 1856), 13 симфлнических поэм (также для фортепиано в 4 руки, 1857-81: Что слышно на горе (Сe qu'оn entehd sur lа montagnе, по В. Гюго, 1847-57), Тассо. Жалоба и Триумф (Таssо. Lamento e Тrionfо, по И. В. Гёте, 1849-56), Прелюды (по Ж. Oтрану и А. Ламартину, 1848-54), Орфей (1854), Прометей (по И. Г. Гердеру. 1850-55), Мазепа (по В. Гюго, 1851), Звуки празднества (Festklange, 1853), Плач о героях (Heroide funebre, 1850-54), Венгрия (1854), Гамлет (по У. Шекспиру, 1858), Битва гуннов (Hunnenschlacht, по картине В. Каульбаха, 1857), Идеалы (Die Idealе, по Ф. Шиллеру, 1857), От колыбели до могилы (Von der Weigе bis zum Grabе, 1882, также для фортепиано в 2 руки, 1881; для фортепиано в 4 руки, 1881); 2 эпизода из Фауста Н. Ленау [Zwei Ерisoden аus dem Faust von N. Lenau: Ночное шествие (Der Nachtliche Zug) и Танец в деревенском кабачке (Мефисто-вальс) [Der Tanz. in der Dorfshenkeе (Мерhisto Walzer), 1860: вариант для фортепиано в 2 руки, 1859-60: в 4 руки - 1861 и 1862], 2-й Мефисто-вальс (Zweiter Мephisto-Walzer, также варианты для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1881), 3 траурные оды (Тrois odes funebres, 1860), марши, в том числе венгерские - Штурмовой (Маgуаr indulo, 1-я редакция 1843; 2-я 1875), К коронационному празднику в Офен-Пеште 8 июня 1867 (Маgуаr indulо аz 1867 8-i budapesti koronazasi unnepseg аlkamarа, 1870), Ракоци-марш (Rakoczi-indulo, 1865; также для фортепиано в 4 руки, 1870), Венгерские рапсодии (совместно с Ф. Доплером; переложено для фортепиано в 4 руки, 1874) и др.;

для фортепиано с оркестром-
2 концерта: 1-й ЕS-dur (1849, окончат, редакция 1856), 2-й А-dur (1839, окончательная редакция 1861), Большая симфоническая фантазия на темы "Лелио" Берлиоза (Grande Fantasie symponiquе, 1834), Пляска смерти (парафраза на Dies Irас - Тоtentanz, 1838-49; переработана 1853, 1859; вариант для фортепиано в 2 руки, около 1865; для 2 фортепиано, около 1865), Фантазия на венгерские народные темы (Fantasie uber ungarischе Volksmelo dien, 1852) и др.; струн, квартет Ангелюс (Аngelus, 1880, по фортепиано редакция);

для фортепиано в 2 руки-
Большой концерт соло (Grosses Коnzert-sоlо, 1849), соната h-mоll (1852-53), Поэтические и религиозные гармонии (Наrmonie poetiques et relidieuses, по А. Ламартину, 1834; 10 пьес, 1845-52), циклы впечатлений и музыкальных зарисовок - Альбом путешественника (Album d'un voyageur, 3 тетради, 1835-36), Видения (Арраritions, 3 пьесы, 1834), Романтическая фантазия на 2 швейцарские темы (Fantasiе romantiquе sur deuх melodies suisses, 1835-36), Венеция и Неаполь 1-я редакция (Venezia е Napoli, около 1840); Годы странствий [Annees dе Рelerinagе, З сборника: 1-й год- Швейцария (9 пьес, 1835-54), 2-й год - Италия (7 пьес, 1838-49), в том числе Фантазия-соната. По прочтении Данте (Арres une lecturе du Dan tе, 1837-39), добавочно- Венеция и Неаполь. 3 пьесы, 1859), 3-й год (7 пьес, 1867-77)], 2 баллады - Des-dur (1848) и h-moll (1853), 2 легенды (Legendes, до 1863), Рождественская ёлка (Weinachtsbaum, 12 пьес, 1874-76; также для фортепиано в 4 руки, 1880), Венгерские исторические портреты (Маgуаr tortenelmi arckepek, 7 пьес, 1870-86) и др., произведения на народные темы - Венгерские национальные мелодии (Маgуаr Dallok, 1840-43), Венгерские рапсодии (продолжение Венгерских национальных мелодий; Маgуаr rapszodiak, 1846), 19 венгерских рапсодий (1-я-15-я, 1847-53; 16-я, 1882; 17-я, 1885; 18-я, 1885; 19-я, 1885), Испанская рапсодия (Rhapsodie espagnole, 1863), Фантастическое рондо на испанскую тему - Контрабандист (Rondeau fantastique sur un the me espagnol - El contrabandista, 1836), На прощание. Русская народная песня (Abschied. Russisches Volkslied, 1885), Колосья Воронинц (1847-48), Гуситская песня 15 в. (Hussitenlied aus dem XV. Jahrhundert, 1840; также для фортепиано в 4 руки, 1840),Марсельеза (La Marseillaise, 1830) и др., этюды - циклы: 12 этюдов (1-я редакция 1826; 2-я редакция 1838, 3-я редакция- Этюды трансцендентного исполнения - Etudes d'execution transcendante, 1851), Этюды по каприсам Паганини (Bravourstudien nach Paganinis Caprieen, 1-я редакция Бравурные, 1838, 2-я редакция Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851), 3 концертных этюда (3 etudes de concert, 1848), 2 концертных этюда - Шум леса, Хоровод гномов (Zwei Konzertetuden - Waldesrauschen, Gnomenreigen, 1863), Технические упражнения (Technische Studien, 12 тетрадей, 1868-79) и др., вариации - Вариация на вальс Диабелли (Variation uber einen Walzer von Diabelli, 1822), 8 вариаций (Huit variations, 1824), Блестящие вариации на арию Россини (Variations brillantes sur un air de Rossini, 1824), Вариации на тему Баха (Variationen uber das Motiv von Bach, 1862) и др., пьесы в танцевальной форме - Большой бравурный вальс (Grande valse di bravura, 1-я редакция 1836; 2-я редакция 1852; обработан для фортепиано в 4 руки, около 1836), Большой хроматический галоп (Grand galop chromatique, 1838; также для фортепиано в 4 руки), Меланхолический вальс (Valse melancolique - 1-я редакция 1839; 2-я редакция 1852), Галоп a-moll (1841), Вальс-экспромт (Valse-Irn-promptu, ok. 1850), 2 полонеза-e-moll и Е-dur (1851), 3 забытых вальса (Trois valses oubliees, 1881), 4-й забытый вальс (Quat-rieme valse oubliee, 1885), Чардаш смерти (Csardas macabre, 1882), З-й Мeфисто-вальс (Dritter Mephisto-Walzer, 1883), Мефиcтo-полькa (Mephisto-polka, 1883) и др., марши - Героический марш и венгерском стиле (Heroischer Marsch im ungarischen Styl, 1840), Торжественный марш по случаю празднования столетия со дня рождения Гёте (Festmarsch zur Saecularfeier von Goethe's Gеburstag, 1-я редакция 1849; 2-я редакция и вариант для фортепиано в 4 руки, 1857), Ракоци-марш (Rakoczi-indulо, 1853), Бюлов-марш (Bulow-Marsch, 1883) и др., разные пьесы - Бравурное аллегро (Allegro di bravura, 1825), Бравурное рондо (Rondo di bravura, 1825), Колыбельная песня (Berceuse, 1-я редакция 1854; 2-я редакция 1862), Экспромт (Impromptu, 1872), Забытый романс (Romance oubliee, 1880), Траурная гондола (Die Trauergondel, 1882), Серые облака (Trube Wolken, 1881), Траурная прелюдия (Trauervor-spicl, 1885) и др.;

для фортепиано в 4руки-
Праздничный полонез (Festpolonaise, 1876), Вариации на тему Тати-Тати (1880);

для 2 фортепиано-
Патетический концерт (Concerto pathetique, до 1856), Большая концертная пьеса на "Песни без слов" Ф. Мендельсона (Grosses Konzertstuck uber Mendelssohns Lieder ohne Worte, 1834);

для инструмента c фортепиано-

для скрипки:
Большой кон цертный дуэт на романс М. Лафона "Моряк" (Grand Duo concertant sur la romanse de M. Lafont "Le marin", 1830-е годы) и др.,

для виолончели:
1-я и 2-я элегии (1874 и 1877; 1-я Элегия также для виолончели, фортепиано, арфы и гармониума, 1874),

для альта:
Забытый романс (Romance oubliee, 1880);

для органа-
Mecca (1879), Реквием (1883), Фантазия и фуга на хорал "Ad nos, ad solutarem Undam" (1850), Прелюдия и фуга на тему BАСН (1-я редакция 1855; 2-я редакция 1870), Вариации на Basso continuo, 1-й части кантаты "Плач, жалобы, заботы" и Круцификсус из мессы h-moll И. С. Баха (1863) и др.;

для хора-
светские песни для 4-голосного мужского хора на слова И. В. Гёте Г. Гервега (1841), Кузнец (на слова Ламенне, для мужского хора и баса с фортепиано, 1845), Хор рабочих (Arbeiterchor, переложение для фортепиано в 4 руки, назван Героический марш. 1848), Хор ангелов (Chor der Engel из "Фауста" Гёте, 1849), хоры к Освобожденному Прометею Гердера [1850, окончательная редакция 1857, Пастораль и хор жнецов (Pastoralе. Schnit-tenchor), также для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1861], К художникам (An die Kunstler, 1-я редакция до 1853; 2-я редакция 1853-54, 3-я редакция 1856), для мужского хора - 12 песен (на cлова немецких поэтов, 1842-59), Песня воодушевления (A lelkesedes dala, 1871), Венгерская королевская песня (Magyar kiraly-dal, на cлова К. Абраньи, 1883-84, также для фортепиано) и мн. др.,

духовные:
Tan-tum ergo (1822, 1-я и 2-я редакция 1869), Ave Maria (1869, обработка для голоса с органом, 1869; для фортепиано в 2 руки, 1873), Отче наш (Pater noster, 1846, 2-я редакция 1853), Te Deum (I-1859, II-1853), К св. Франциску из Паолы. Молитва (An den heiligen Franzis-kus von Paula.Gebet, до 1860), Ave maris Stella (1-я редакция 1865; 2-я редакция 1868; вариант для фортепиано, 1870; обработка для голоса с органом, гармониумом или фортепиано, 1868), Crux (1865), О, salutaris hostia (1-я редакция 1869; 2-я - около 1870), Ave verum corpus (1871), Via Crucis (1873-1879), Ossa arida (1879) и др.;

для голоса с фортепиано-
песни и романсы: на слова Г. Гейне, в том числе Лорелея (1-я редакция 1841; 2-я-1855; вариант с оркестра, 1840-50-е годы), Ты, как цветок, прекрасна... (Du bist wie eine Blume, 1840-е годы). Мои отравлены песни... (Vergiftet sind meine Lieder, 1842) и др., на cлова И. В. Гёте, в том числе- Песнь Миньоны (Mignons Lied, 1-я редакция 1842; 2-я - около 1856), Жил в Фуле король когда-то (Es war ein Konig in Thule, 1-я редакция около 1843; 2-я-1856), Радость и горе (Freudvoll und leid-voll, 1-я версия 1844, 2-я - около 1850), Тот, кто свой хлеб в слезах не слова (Wer nie scin Brot mit Tranen ass, 1-я версия.1840-е годы, 2-я - около 1860), На горных вершинах покой (Uber allen Gipfeln ist Ruh, 1-я редакция 1840-е годы; 2-я-около 1859), на cлова В. Гюго, в том числе Когда я сплю (Oh, quand je dors, 1-я редакция 1842, 2-я- около 1859), Как говорили они... (Comment disaient-ils, 1-я редакция 1843, 2-я 1859) и на слова Ф. Дингельштедта - Лейся, лейся взор лазурный (Schwebe, schwebe, blaues Auge, 1-я редакция 1845, 2-я - около 1860), на слова Ф. Фрейлиграта, в том числе- Люби, пока любить ты можешь (О lieb, so lang du lieben kannst, около 1845), на cлова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, в том числе Вы мне дайте сном забыться (Lasst mich ruhen, 1850-е годы), на слова Л. Рельштаба - Ты луч возьми у солнца (Nimm einen Strahl dеr Sonne, 1850-е годы), на cлова О. Редвица - В любви всё чудных чар полно... (Es muss ein Wunderbares sein, 1857), на cлова Н. Ленау - 3 цыгана (Die drei Zigeuner, также вариант для голоса с оркестра, оба - 1860), на cлова Е. Мещерского- Ты... (Du hist, 1840-е годы). на cлова Каролины Павловой - Женские слёзы (Les pleurs de femines, 1843), на cлова М. Ю. Лермонтова - Молитва (Gebet, по нем. пер. Ф. Боденштедта - 1870-е годы), на cлова К. Абраньи - Венгерская королевская песня (Magyar kiraly-dal, 1883), много песни на слова других поэтов.

Обработки, транскрипции, переложения собственных произведений:

для оркестра-
2 легенды (1863), Большой концерт-соло (около 1850, возможно, обработка не Листа), Benedictus из "Венгерской коронационной мессы" (1875) и др.;

для голоса с оркестром-
Жанна д'Арк на костре (слова А. Дюма, 1840-е годы), Могила отцов (на слова Л. Уланда, 1844), Лорелея (слова Гейне, 1840-50-е годы), 3 песни из "Вильгельма Тел-ля" Шиллера (1850-е годы), 3 цыгана (слова Н. Ленау, 1860);

для фортепиано в 2 руки:

оркестровые -
Танец в деревенском Кабачке, 1-й Мефисто-вальс (1859-60), Торжественное шествие артистов, к юбилею Шиллера 1859 (около 1860), Торжественное погребение Тассо (1866), 2 полонеза из оратории Станислав (1870-е годы), Гретхен (2-я часть из симфонии "Фауст", 1874), 2-й Мефисто-валъс (1881), От колыбели до могилы (1881) и др.;

скрипичных сочинений-
Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи (1872);

хоровых -
Героический марш (Marche heroique, 1848), Воинственные песни (Geharnischte Lieder, 3 пьесы, около 1850), Пастораль, Хор жнецов из "Освобожденного Прометея" (Pastorale. Schnitterchor aus dem "Entfesselten Prometheus", 1861), Славим славных славян! (Slavimo slavno Slaveni!, поcвящено 1000-лeтию Кирилла и Мефодия, около 1863), Папский гимн (L'hymne du Рарe, 1865), Рождеств. песня (1864), Из "Венгерской коронационной мессы" (1- Benedictus, 2- Offertorium, 1867), Ave maris stella (около 1870), Юмореска (Gaudeamus igitur, около 1870), Ave Maria из сборника: Церковные хоровые песнопения [9(12) Kirchenchorgesangen, 1-я редакция 1871; 2-я-1873], Солнечный гимн св. Франциска (Cantico del Sol di San Francesco, 1881) и др.; камерных вокальных сочинений и мело декламаций - 3 сонета Петрарки (около 1840), Он так меня любил! (1843), Как говорили они... (1847), Книга песен для фортепиано (Buch der Lieder fur Piano allein, около 1844), Достоинство монахини (около 1844), Грёзы любви, 3 ноктюрна (Liebestraume. 3 Notturnos, 1850), Веймарская народная песня (1857), Бог Венгрии (1881), Слепой (Der blinde Sanger - обработка мелодекламации к балладе А. К. Толстого, 1878) и др.;

для фортепиано в 4 руки:

оркестровых -
10 cимфонических поэм (1857-81), 2 эпизода из "Фауста" Ленау (1861 и 1862), 2-й Мефисто-вальс (1881), Торжественный марш, поcвящённый Гeте (около 1858), Торжественный марш на мотивы Эрнста, герцога Саксен-Кобург-Готского (около 1859), Ракоци-марш (1870) и др.; фортепьянных - Большой бравурный вальс (около 1836), Большой хроматический галоп (1838), Гуситская песня (около 1840), Венгерские рапсодии (1874, 1882-85), Памяти Петефи. Мелодия (1877), Чардаш смерти (1882), Навязчивый чардаш (1884);

скрипичные -
Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи (1870-е годы), 1-я элегия (1874); органные - Фантазия и фуга на хорал Ad nos, ad solutarem undam (1850);

хоровые -
Героический марш (Хор рабочих, 1848), Пастораль. Хор жнецов из "Осво божденного Прометея" (1861), Папский гимн (1865), 4 пьесы из легенды "Святая Елизавета" (около 1868), Из венгерской корона ционной мессы (1869), Юмореска (Gaudeamus igitur, 1872),. Excel sior! Прелюдия к "Колоколам страсбургского собора" (1875), Via Crucis (1878) и др.;

песни -
Веймарская народная (1857), Венгерская королевская (около 1884),

для 2 фортепиано:

оркестровых -
2 симфонии (1856 и 1859), 12 симфонических поэм (около 1854-61);

фортепиано с оркестром-
2 концерта (1853, 1862), Пляска смерти (около 1865) и др.

Обработки и транскрипции произведений других ком позиторов, парафразы, фантазии для оркестра-

оркестровых -
"Галицийские танцы" Ю. Заремб-ского (1881), "Призыв" Б. Эгрсшши и "Гимн" ф. Эркеля (около 1873), Марши Ф.Шуберта (1859-60) и др.;

для фортепиано с оркестром-
3 фантазии: Большая симфония фантазия на темы из "Лелио" Берлиоза (1834), Фантазия на мотивы из "Афинских развалин" Бетховена (между 1848 и 1852), Большая фантазия Ф. Шуберта C-dur ор. 15 (до 1851), Блестящий полонез К. М. Вебера (около 1851);

для голоса с оркестром-
6 песен Шуберта (Молодая монахиня, Маргарита за прялкой. Песнь Миньоны, Лесной царь, Двойник, Прощанье, 1860), Всемогущество. Песня Ф. Шуберта (1871), 2 песни Ф. Корбаи (1883);

для фортепиано в 2 руки:

оперных -
Большая фантазия на тирольскую песню из оперы "Невеста" (1829), Бравурная тарантелла и 2 фортепиано пьесы на темы оперы "Немая из Портичи" (1846 и 1840-е годы) Ф. Д. Э. Обера, Воспоминания - о "Пуританах" (1836) и о "Норме" (1841), Гекзамерон. Концертная пьеса. Большие бравурные ва риации на марш из оперы "Пуритане" (1837), Фантазия на любимые мотивы из "Сомнамбулы" (1840) В. Беллини, Большая фантазия из "Ниобеи" (1835-36) Дж. Пачини, Воспоминания о "Лючии ди Ламмермур" (1835-36), Марш и каватина (из той же оперы, 1835-36), Воспоминания о "Лукреции Борд-жиа" (2 пьесы, 1841 или 1842), Вальс-каприс на 2 мотива из "Лючии" и "Паризины" (1842), Похоронный марш из "Дон Себастьяна" (1844) Г. Доницетти, Большая драматическая фантазия на темы из "Гугенотов" (1836), Воспоминания о "Роберте-Дьяволе" (1841), Иллюстрации к "Пророку" (3 пьесы, 1849-50), иллюстра ции к "Африканке" (2 пьесы, 1865) Дж. Мейербера, Увертюра к "Вильгельму Теллю" (1838) Дж. Россини, Воспоминания о "Дон Жуане" (1841) В. А. Моцарта, увертюры - к операм "Оберон" (1843), "Вольный стрелок" (1846), Народная песня из "Прециозы" (1848) К. М. Вебера; Лебединая песня и марш из "Ласло Хуньяди" (1846) Ф. Эркеля; Черкесский марш (Марш Черно мора) из "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки (1843), Слава Марии (Salve Maria) из оперы "Иерусалим" ("Ломбардцы", 1848), концертные парафразы "Эрнани" (1849), "Риголетто" (1859), Mi-sеrеrе из "Трубадура" (1859), Священный танец и заключительный дуэт (Danza sacra е Duetto final) из "Аиды" (1870-е годы), Воспоминания о "Бокканегра" (1882) Дж. Верди, увертюра (1848), речитатив и романс (1849), хор пилигримов (1-я редакция 1860, 2-я редакция 1885) из оперы "Тангейзер", 2 пьесы из "Тангейзера" и "Лоэнгрина" (1852), 2 пьесы из оперы "Лоэнгрин" (около 1854), Фантазия на мотивы из оперы "Риенци" (1859), Песня прях (1860) и баллада из оперы "Летучий голландец" (1860-е годы), Смерть Изольды из оперы "Тристан и Изольда" (1867), Песня Вальтера (Am stillen Herd) из оперы "Нюрнбергские мейстер зингеры" (1871), Валгалла (отрывок из трилогии "Кольцо нибелунга", 1876), Торжественное шествие к св. Граалю из "Парсифа-ля" (1882)Р. Вагнера, Финальное анданте и марш из оперы "Король Альфред" (1853) И. Раффа, Фантазия на венгерскую оперу "Прекрасная Илонка" (1867) М. Мошоньи, Вальс из оперы "Фауст" (до 1861), Сабинянки, Колыбельная из оперы "Царица Савская" (1865), Прощание, Мечты (фантазия) на мотив из оперы "Ромео и Джульетта" (1867) Ш. Гуно, Полонез из оперы "Евгений Онегин" (1880) П. И. Чайковского и др.;

оркестровых -
Юбилей ная увертюра Вебера (1846), Эпизод из жизни артиста, Большая фантастическая симфония, фортепиано партитура (1833), увертюра Тайные судьи (1833), Танец сильфов из "Осуждения Фауста" (1860) Г. Берлиоза, симфонии (5-7-я - 1837, остальные позднее), Каприччио в турецком стиле на мотивы "Афинских развалин" (1847) Л. Бетховена, Свадебный марш и Хоровод эльфов из музыки "Сон в летнюю ночь" Ф. Мендельсона (1849 или 1850), Торжественный марш к 100-летию со дня рождения Шиллера Дж. Мейербера (1860), "Пляска смерти" Сен-Санса (около 1876), Вступление и венгерский марш И. Сеченьи (1878), Из музыки к "Нибелунгам" Геббеля и к "Фаусту" Гёте (4 пьесы, 1878- 1879), Симфоническое интермеццо к пьесе Кальдерона "Над всем любовь" (1882 или 1883) Э.Лассена;

камерно-инструментальных -
Большой септет Бетховена ор. 20 (1840), Септет И. Н. Гуммеля (1848);

фортепьянных -
Венгерские мелодии (1838), Марши Шуберта для фортепиано соло (3 пьесы, 1846), Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту (9 пьес, 1852), Тарантелла А. С. Даргомыжского (1879); скрипичных - Большая бравурная фантазия на "Кампанеллу" Паганини (1831-32), Бравурные этюды по каприсам Паганини (1838), Пёстрая вереница Ф. Давида (24 пьесы, 1850);

органных -
6 прелюдий и фуг (около 1842), Фантазия и фуга g-moll (1872) И.С.Баха;

вокальных-
циклы песен Ф. Шуберта - Лебединая песня (14 пьес, 1838-39), Зимний путь (14 пьес, около 1840), Духовные песни (4 пьесы, 1840), 6 мелодий (1846), Прекрасная мельничиха (6 пьес, 1846); Летние ночи в Посилипии. Итальянские вечера (3 пьесы, 1838) Г. Доницетти: Итальянские вечера. Шесть развлечений для фортепиано на мотивы Меркаданте (1838), Музыкальные вечера Россини (12 пьес, 1837), 2 транскрипции - Ария из Stabat Mater и Милосердие (обе - 1847) Дж. Россини, Аделаида (1839), 6 духовных песен (1840), К далёкой возлюбленной (1849) Л. Бетховена, цикл пе сен Ф. Мендельсона (7 песен: На крыльях песни. Воскресная песня. Путевая песня. Новая любовь, Весенняя песня, Зимняя песня, Зюлейка, 1840), Поездка по воде (1848), Прощание охотника (1848), Лира и меч (1846), Колыбельная с арабесками (1848), Я в одиночестве не одинок (1848) К. М. Вебера, 3 песни И. Дессауэра - Соблазн, Две дороги, Испанская песня (1847), песни Р. Шумана - Песня любви (Посвящение, 1848), Весенняя ночь (издано 1872), Провансальская песня (1881); песни Роберта и Клары Шуман [Р. Шумана]: Рождественская песня, Странствующий колокол, Приход весны. Прощание альпийского пастуха, Это он; Тот лишь, кто сам страдал..., У дверей, как скромный нищий (7 пьес), [К. Шуман]: Почему ты хочешь спрашивать других?, Я в твоём взоре, Тайное шептание (около 1870), циклы песен Р. Франца - Песни тростника (5 пьес), 3 песни - Шалун, Вестник, Морская тишь (около 1849), 4 песни - Летние розы, Бурная ночь. Слышится шум и стенанье. Весна и любовь (около 1849), 2 русские мелодии - Соловей Алябьева и Цыганская песня Ты не поверишь, как ты мила П. Булахова (Dеux melodies russ-es, 1842), 2 песни Э. Лассена- Небо, спаси мою душу (1861), Я нахожусь в глубоком одиночестве (1860-е годы); Confutatis и Lacrimоsa из Реквиема (около 1865) Моцарта, Воззвание и Вен герский гимн (Szоzat und Ungarischer Hymnus, 1873) Б. Эгрешши и Ф. Эркеля; 2 песни А. Г. Рубинштейна -О, если б навеки так было! и Азра (1881);

для фортепиано в 4 руки:
переложения обработок и транскрипций, среди них фрагментов из опер: Воспоминания о "Роберте-Дьяволе" Мейербера (1843), Фантазия на любимые мотивы из оперы "Сомнамбула" Беллини (около 1852), Черкесский марш (Марш Черномора Глинки, 1870-е годы), Благословение и клятва, 2 мотива из "Бенвенуто Челлини" Г. Берлиоза (до 1853), Финальное анданте и марш из оперы "Король Альфред" И. Раффа (1853), 4 марша Шуберта (по оркестра редакция) (1860-70-е годы);

вокальных сочинений-
В Сикстинской капелле. Mi serere Аллегри и Ave verum corpus Моцарта (около 1866);

для 2 фортепиано:

оркестровых -
9-я симфония Бетховена (до 1851), Гек-самерон на тему из "Пуритан" (около 1870) и Воспоминания о "Норме" (1870-е годы) Беллини, Воспоминания о "Дон Жуане" (1870-е годы) Моцарта;

для органа:

оперных -
Хор юных пилигримов из оперы "Тангейзер" (1-я редакция 1860, 2-я редакция 1862)Вагнера;

хоровых-
Церковная торжественная увертюра на хорал (1852) О. Николаи, Вступление и фуга из мотета Ich hatte viel Bekum-mernis и Andante Aus tiefer Not (1860) И. С. Баха и др.;

фортепьянных -
Прелюдии Шопена ор. 28, .№№ 4, 9;

скрипичных-
Adagio из скрипки сонаты И. С. Баха (1860-е годы);

для тромбона и органа-
Ария из Stabat Mater Россини (1860-е годы);

для голоса с фортепиано-
Венецианская баркарола. Панталеони (около 1852), Сербская песня Девушка на берегу моря (1850-е годы).

Список композиторов(по алфавиту)
  • Альбинони (Albinoni) Томазо
  • Аренский Антон (Антоний) Степанович
  • Баини (Baini) Джузеппе
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Бах (Bach) Иоганн Себастьян
  • Беллини (Bellini) Винченцо
  • Березовский Максим Созонтович
  • Бетховен (Beethoven) Людвиг ван
  • Бизе (Bizet) Жорж
  • Бойто (Boito) Арриго
  • Боккерини (Boccherini) Луиджи
  • Бородин Александр Порфирьевич
  • Бортнянский Дмитрий Степанович
  • Брамс (Brahms) Иоганнес
  • Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард
  • Варламов Александр Егорович
  • Вебер (Weber) Карл Мария фон
  • Ведель Артёмий Лукьянович
  • Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио   Франческо
  • Верстовский Алексей Николаевич
  • Вивальди (Vivaldi) Антонио
  • Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор
  • Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно
  • Гайдн (Haydn) Франц Йозеф
  • Гендель (Handel) Георг Фридрих
  • Гершвин (Gershwin) Джорж
  • Глазунов Александр Константинович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Глиэр Рейнгольд Морицевич
  • Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
  • Гранадос, Гранадос-и-Кампинья   (Granados y Campina) Энрике
  • Гречанинов Александр Тихонович
  • Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп
  • Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган   (Ян) Непомук
  • Гуно (Gounod) Шарль Франсуа
  • Гурилёв Александр Львович
  • Даргомыжский Александр Сергеевич
  • Дворжак (Dvorjak) Антонин
  • Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль
  • Делиб (Delibes) Клеман Филибер   Лео
  • Детуш (Destouches) Андре Кардиналь
  • Дегтярёв Степан Аникиевич
  • Джулиани (Giuliani) Мауро
  • Динику (Dinicu) Григораш
  • Доницетти (Donizetti) Гаэтано
  • Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия   Иванов) Михаил Михайлович
  • Кабалевский Дмитрий Борисович
  • Калинников Василий Сергеевич
  • Кальман (Kalman) Имре (Эммерих)
  • Кюи Цезарь Антонович
  • Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро
  • Лист (Liszt) Ференц (Франц)
  • Лядов Анатолий Константинович
  • Ляпунов Сергей Михайлович
  • Малер (Mahler) Густав
  • Масканьи (Mascagni) Пьетро
  • Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик
  • Марчелло (Marcello) Бенедетто

  • Мейербер (Meyerbeer) Джакомо
  • Мендельсон, Мендельсон-Бартольди   (Mendelsson-Bartholdy) Якоб Людвиг   Феликс
  • Миньони (Mignone) Франсиску
  • Монтеверди (Monteverdi) Клаудио   Джованни Антонио
  • Монюшко (Moniuszko) Станислав
  • Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Направник Эдуард Францевич
  • Огиньский (Oginski) Михал Клеофас
  • Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб)
  • Паганини (Paganini) Николо
  • Пахельбель (Pachelbel) Иоганн
  • Планкет, Планкетт (Planquette) Жан   Робер Жюльен
  • Понсе, Понсе Куельяр (Ponce Cuellar)   Мануель Мария
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Пуленк (Poulenc) Франсис
  • Пуччини (Puccini) Джакомо
  • Равель (Ravel) Морис Жозеф
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Римский – Корсаков Николай Андреевич
  • Россини (Rossini) Джоаккино Антонио
  • Рота (Rota) Нино
  • Рубинштейн Антон Григорьевич
  • Сарасате , Сарасате–и–Наваскуэс   (Sarasate y Navascuez) Пабло де
  • Свиридов Георгий Васильевич (Юрий)
  • Сен – Санс (Saint – Saёns) Шарль   Камиль
  • Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан)
  • Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе   Доменико
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Сметана (Smetana) Бриджих
  • Стравинский Игорь Фёдорович
  • Танеев Сергей Иванович
  • Телеманн (Telemann) Георг Филипп
  • Торелли (Torelli) Джузеппе
  • Тости (Tosti) Франческо Паоло
  • Фибих (Fibich) Зденек
  • Флотов (Flotow) Фридрих фон
  • Хачатурян Арам Ильич
  • Хольст (Holst) Густав
  • Чайковский Петр Ильич
  • Чесноков Павел Григорьевич
  • Чилеа (Cilea) Франческо
  • Чимароза (Cimarosa) Доменико
  • Шнитке Альфред Гарриевич
  • Шопен (Chopin \ Szopen ) Фридерик \   Францишек
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич
  • Штраус (Straus) Иоганн (отец)
  • Штраус (Straus) Иоганн (сын)
  • Штраус (Straus) Рихард
  • Шуберт (Schubert) Франц Петер
  • Шуман (Schumann) Роберт Александер

  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru