Главная страница- - -композиторы - - Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич

Rambler's Top100

Верстовский Алексей Николаевич

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799—1862) —русский композитор, театральный деятель. В 1825—60 служил в московских императорских театрах: вначале инспектор музыки, с 1830 — репертуара, с 1848 управляющий конторой дирекции. Его 35-летнюю работу в театрах называют «эпохой Верстовского». Творчество Верстовского связано главным образом с театральными жанрами. К лучшим русским операм доглинкинского периода принадлежит его «Аскольдова могила »(1835). Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. В операх Верстовского народное русское начало сочетается с романтизированной фантастикой. Его музыка, основанная на бытовом материале (использование романсовых мелодий), отличается доступностью. Автор многих вокальных сочинений , среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль»), и др.


Сочинения:
оперы-
Пан Твардовский (1828, Большой театр, Москва), Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по 2-й части баллады В. А. Жуковского "Громобой, или Двенадцать спящих дев", 1832, там же), Аскольдова могила (по Загоскину, 1835, там же), Тоска по родине (по Загоскину, 1839, там же), Чурова долина, или Сон на яву (1844, там же), Громобой (по 1-й части одноименной баллады Жуковского, 1854, поставлена 1857, там же);

оперы-водевили и комедии-водевили (свыше 30) - Сентиментальный помещик в степной деревне (перевод с французского Верстовского, 1817), Бабушкины попугаи (1819), Карантин (совместно с Л. В. Маурером, 1820), Сюрпризы (совместно с К. А. Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А. А. Алябьевым и Маурером, 1822), Дом сумасшедших, или Странная свадьба (перевод с французского Верстовского, 1822), Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совместно с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824), Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1824), Проситель (совместно с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824), Встреча дилижансов (совместно с Алябьевым, 1825), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825), Волшебный нос, или Талисманы и финики (совместно с другими авторами, текст Писарева, 1825), Опыт артистов, или Авось удастся (совместно с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825), Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1825), Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совместно с другими авторами, 1826), Две записки, или Без вины виноват (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мёртвых (текст Писарева, 1827), Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827), Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совместно с Алябьевым и Шольцем, 1827), Вечер под Новый год (совместно с другими авторами, текст Писарева, 1827), Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828), Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828), Утро после бала (водевиль из пьесы "Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы" Писарева, 1828), Новый Парис (совместно с Алябьевым и Маурером, 1829), Станислав, или Не всякий так сделает (1829), Дипломат (1829), Муж и жена (совместно с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830), Старый гусар, или Пажи Фридриха II-го (совместно с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.;

для оркестра-
Торжественная увертюра на открытие Малого театра в Москве, Вариации на две темы (для английского рожка с оркестром) и др.;

кантаты и другие вокально-симфонические произведения- Певцы во стане русских воинов (слова Жуковского, 1827), Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией (1829), Кантата к 100-летию Московского университета (1855), кантата Пир Петра 1 (слова Пушкина, конец 1850-х гг.), Военный гимн для праздника Донского казачества, и др.;

для фортепиано-
Два вальса, Четыре мазурки и др.;

для голоса с фортепиано-
баллады (фортепианные и оркестровые варианты) Чёрная шаль (слова Пушкина), Три песни Скальда, Бедный певец, Пустынник, Ночной смотр (все на слова Жуковского);

романсы-
Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милом, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.;

обработки народных песен (для солистов, хора и оркестра) -
Не одна во поле дороженька, У ворот девки стоят, Мой соловей, За долами и горами и др.; духовная музыка- Обедня и два концерта, Духовный концерт и др.;

музыка к драматическим спектаклям (в том числе отдельные номера) -
Любопытная, или Догадки невпопад (1825), пролог Торжество муз (совместно с Алябьевым, Шольцем, текст М. А. Дмитриева, 1825, исполнена на открытии московского Большого театра), Выкуп Барда, или Сила песнопения (драматическая картина Дмитриева, 1827), Школа супругов (1827), День падения Миссолонги (героическая мелодрама, 1829), Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829), Цыганы (инсценировка В. А. Каратыгина одноимённой поэмы Пушкина, 1832), Рославлев (романтическое представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832), Кремнев, русский солдат (народное драматическое представление, текст И. Н. Скобелева, 1839), Параша-сибирячка (русская быль Н. А. Полевого, 1840) и др.

Список композиторов(по алфавиту)
  • Альбинони (Albinoni) Томазо
  • Аренский Антон (Антоний) Степанович
  • Баини (Baini) Джузеппе
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Бах (Bach) Иоганн Себастьян
  • Беллини (Bellini) Винченцо
  • Березовский Максим Созонтович
  • Бетховен (Beethoven) Людвиг ван
  • Бизе (Bizet) Жорж
  • Бойто (Boito) Арриго
  • Боккерини (Boccherini) Луиджи
  • Бородин Александр Порфирьевич
  • Бортнянский Дмитрий Степанович
  • Брамс (Brahms) Иоганнес
  • Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард
  • Варламов Александр Егорович
  • Вебер (Weber) Карл Мария фон
  • Ведель Артёмий Лукьянович
  • Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио   Франческо
  • Верстовский Алексей Николаевич
  • Вивальди (Vivaldi) Антонио
  • Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор
  • Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно
  • Гайдн (Haydn) Франц Йозеф
  • Гендель (Handel) Георг Фридрих
  • Гершвин (Gershwin) Джорж
  • Глазунов Александр Константинович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Глиэр Рейнгольд Морицевич
  • Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
  • Гранадос, Гранадос-и-Кампинья   (Granados y Campina) Энрике
  • Гречанинов Александр Тихонович
  • Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп
  • Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган   (Ян) Непомук
  • Гуно (Gounod) Шарль Франсуа
  • Гурилёв Александр Львович
  • Даргомыжский Александр Сергеевич
  • Дворжак (Dvorjak) Антонин
  • Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль
  • Делиб (Delibes) Клеман Филибер   Лео
  • Детуш (Destouches) Андре Кардиналь
  • Дегтярёв Степан Аникиевич
  • Джулиани (Giuliani) Мауро
  • Динику (Dinicu) Григораш
  • Доницетти (Donizetti) Гаэтано
  • Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия   Иванов) Михаил Михайлович
  • Кабалевский Дмитрий Борисович
  • Калинников Василий Сергеевич
  • Кальман (Kalman) Имре (Эммерих)
  • Кюи Цезарь Антонович
  • Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро
  • Лист (Liszt) Ференц (Франц)
  • Лядов Анатолий Константинович
  • Ляпунов Сергей Михайлович
  • Малер (Mahler) Густав
  • Масканьи (Mascagni) Пьетро
  • Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик
  • Марчелло (Marcello) Бенедетто

  • Мейербер (Meyerbeer) Джакомо
  • Мендельсон, Мендельсон-Бартольди   (Mendelsson-Bartholdy) Якоб Людвиг   Феликс
  • Миньони (Mignone) Франсиску
  • Монтеверди (Monteverdi) Клаудио   Джованни Антонио
  • Монюшко (Moniuszko) Станислав
  • Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Направник Эдуард Францевич
  • Огиньский (Oginski) Михал Клеофас
  • Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб)
  • Паганини (Paganini) Николо
  • Пахельбель (Pachelbel) Иоганн
  • Планкет, Планкетт (Planquette) Жан   Робер Жюльен
  • Понсе, Понсе Куельяр (Ponce Cuellar)   Мануель Мария
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Пуленк (Poulenc) Франсис
  • Пуччини (Puccini) Джакомо
  • Равель (Ravel) Морис Жозеф
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Римский – Корсаков Николай Андреевич
  • Россини (Rossini) Джоаккино Антонио
  • Рота (Rota) Нино
  • Рубинштейн Антон Григорьевич
  • Сарасате , Сарасате–и–Наваскуэс   (Sarasate y Navascuez) Пабло де
  • Свиридов Георгий Васильевич (Юрий)
  • Сен – Санс (Saint – Saёns) Шарль   Камиль
  • Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан)
  • Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе   Доменико
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Сметана (Smetana) Бриджих
  • Стравинский Игорь Фёдорович
  • Танеев Сергей Иванович
  • Телеманн (Telemann) Георг Филипп
  • Торелли (Torelli) Джузеппе
  • Тости (Tosti) Франческо Паоло
  • Фибих (Fibich) Зденек
  • Флотов (Flotow) Фридрих фон
  • Хачатурян Арам Ильич
  • Хольст (Holst) Густав
  • Чайковский Петр Ильич
  • Чесноков Павел Григорьевич
  • Чилеа (Cilea) Франческо
  • Чимароза (Cimarosa) Доменико
  • Шнитке Альфред Гарриевич
  • Шопен (Chopin \ Szopen ) Фридерик \   Францишек
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич
  • Штраус (Straus) Иоганн (отец)
  • Штраус (Straus) Иоганн (сын)
  • Штраус (Straus) Рихард
  • Шуберт (Schubert) Франц Петер
  • Шуман (Schumann) Роберт Александер

  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru