Главная страница- - - Романтизм- - - Уильям Блейк Rambler's Top100
Rambler's Top100

Уильям Блейк

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в Сохо, одном из центральных районов Лондона. Он был вторым из детей в семье Джеймса Блейка, торговца трикотажными изделиями, бизнес которого современники называли «умеренно процветающим». Семья жила в квартире над лавкой, на втором этаже дома.
Уильям не ходил в школу — начальным обучением детей занималась мать, привившая будущему художнику и поэту страсть к чтению. Его способности к рисованию довольно рано стали очевидны для родителей, и Джеймс Блейк отдал сына, когда тому минуло десять лет, в художественную школу, где занятия вел Генри Парс, живописец средней руки.
В 1772 году Блейк стал учеником гравера Джеймса Бэзайра, считавшегося уже в то время «мастером старомодным, хотя и добротным». Под его руководством Блейк совершенствовался в искусстве гравюры в течение семи лет. Похоже, правда, что герой нашего выпуска не нашел общего языка с прочими учениками Безайра и потому большую часть времени проводил в одиночестве, копируя в Вестминстерском аббатстве иллюстрации к средневековым рукописным книгам. Именно тогда зародилась любовь Блейка к искусству Средних веков.
8 октября 1779 года Блейк поступил в Королевскую академию художеств, но его пребывание в этом заведении было недолгим — нового студента за что-то невзлюбил президент академии, сэр Джошуа Рейнолдс. Неудачный опыт учебы в академии Блейк воспринял как знак того, что ему пора приниматься за самостоятельную работу. Зарабатывать на жизнь гравюрами по собственным рисункам у него не получилось, и он стал делать книжные гравюры по рисункам других художников.
В двадцать четыре года Блейк женился — на прелестной девушке по имени Кэтрин, которая была моложе его на четыре года. Отец художника скептически отнесся к этому браку, и его можно понять — будучи дочерью торговца зеленью, Кэтрин не умела ни читать, ни писать. Однако сразу же после свадьбы Уильям Блейк с энтузиазмом занялся образованием своей жены, и уже вскоре она стала не только его нежной возлюбленной, но и преданным, понимающим другом. Брак их оказался на редкость счастливым, хотя, увы, бездетным. Кэтрин много помогала мужу, раскрашивая его гравюры и переплетая его книги.
Через год после свадьбы Блейк издал тиражом 20 экземпляров свою первую книгу - «Поэтические наброски». Эту книгу составили, как говорил сам поэт, «плоды неискушенной юности», стихи, написанные им с одиннадцати до девятнадцати лет. Примерно в это же время он, вместе со своим товарищем по мастерской Бэзайра Джеймсом Паркером, открыл «свое дело», решив зарабатывать деньги изготовлением гравюр. Но молодые граверы не обладали необходимой практической сметкой, и их мастерская вскоре прогорела. Это, как ни странно, почти не опечалило Блейка. Гораздо более сильным ударом для него стала смерть его младшего брата Роберта, жившего вместе с ним и Кэтрин и отчасти заменившего им сына. Он умер от в 1787 году от чахотки, когда ему было всего девятнадцать лет. После смерти Роберта художника посетило видение: он говорил, что увидел, как душа брата возносится к небесам — радостная и сияющая. Нужно сказать, что видения случались с Блейком с самого детства (еще десятилетним мальчиком он видел ангелов в кронах деревьев).
Образ Роберта не оставлял Блейка и позже — он утверждал, что покойный брат явился ему во сне, чтобы помочь разрешить задачу, над которой тогда он бился: как изыскать возможность печатать свои стихи и иллюстрации к ним с одной гравировальной пластины. Блейк полагал, что такой способ печати должен был «сплавить» слово и изображение в единый образ. Кроме того, разрешив эту задачу, он обрел бы независимость от издателей и смог бы сам печатать свои произведения — в необходимом ему количестве и в том виде, в каком он хотел видеть их.
Свою новую технику, изобретенную при помощи покойного Роберта, мастер назвал «иллюминированной печатью». Если не считать трех небольших экспериментальных буклетов, первой книгой, изданной с использованием этой техники, стал сборник стихов «Песни Невинности» (работа над ним была завершена в 1789 году). В 1794 году увидели свет «Песни Опыта». Впоследствии Блейк никогда не публиковал их отдельно, но только под одной обложной с первым сборником и под общим названием — «Песни Невинности и Опыта». «Песни», по словам художника, показывали «два противоположных состояния души человеческой» — ее детство, благоуханное в своей чистоте и неискушенности, и взросление, когда под бременем опыта начинают разрушаться прекрасные идеалы невинности. Между этими двумя стихотворными циклами Блейк написал поэму в белых стихах и прозе «Брак Неба и Ада», вышедшую в виде «иллюминированной книги» в 1793 году.
Ни одна из книг Блейка не пользовалась коммерческим успехом. Их попросту никто не замечал. Просвет в жизни художника, едва сводившего концы с концами, наметился лишь в 1795 году, когда Джон Флаксмен (товарищ Блейка по Королевской академии) познакомил его с чиновником Томасом Баттсом. Баттс оценил талант прозябающего в безвестности мастера и, будучи человеком добросердечным, стал оказывать ему поддержку, покупая все его работы за весьма неплохие деньги. Другое знакомство, устроенное Флаксменом, — с Уильямом Хейли, посредственным, но обеспеченным поэтом, — оказалось менее удачным. Правда, он пригласил Блейка поработать в его поместье, и мастер прожил там с 1800 по 1803 год. Но мелкие задания (например, «украсить библиотеку»), которые Хейли давал ему, чувствуя себя вправе напомнить гостю о собственном гостеприимстве, раздражали художника, и он вернулся в Лондон.
Теперь он трудился над новым произведением — эпической поэмой «Мильтон». Закончив поэму (в 1809 году) он решил устроить выставку своих работ — в доме, где когда-то родился и где теперь жил его брат Джеймс. Эта выставка закончилась полным провалом. Посетителей почти не было, а в печати появилась разгромная статья. Автор ее называл Блейка «несчастным лунатиком», а саму выставку — «сборищем нелепостей, порожденных больным воображением». Больше на «выставочные эксперименты» Блейк не решался.
Следующие годы жизни Блейка были очень тяжелы. Если бы не поддержка Бат-тса, он, возможно, не имел бы куска хлеба на обед. В 1818 году художнику, правда, посчастливилось познакомиться с Джоном Линнелом, преуспевающим портретистом и пейзажистом. Он также пытался облегчить жизнь стареющего мастера и даже ввел его в круг идеалистически настроенной артистической молодежи. Юные живописцы почитали Блейка как пророка, героя, отрекшегося от земных благ во имя высокой идеи. Так на склоне лет он получил, наконец, признание — пусть и очень «камерное».
В начале 1820-х годов Блейк работал над иллюстрациями к библейской «Книге Иова» (она вышла в свет в 1826 году) и «Божественной Комедии» Данте (этот цикл остался незаконченным). Обе серии иллюстраций заказал ему Линнел. Один из мемуаристов вспоминал, что однажды посетил Блейка, когда тот работал над иллюстрациями к Данте. «Блейк обварил тогда ногу, — говорил он, — не мог ходить и работал, сидя в постели, заваленной книгами. Мне он напомнил ветхозаветного патриарха или умирающего Микеланджело».
Умер Блейк 12 августа 1827 года от воспаления желчного пузыря. Перед смертью, по свидетельствам бывших при его кончине, он начал шептать, что «видит перед собой раскрывшиеся небеса». Жена Блейка, Кэтрин, пережила его на четыре года и тихо умерла, «шепча молитвы и обращаясь к мужу так, словно тот находится в соседней комнате». Она говорила, что «не заставит его долго ждать и уже идет к нему». Похоронили ее в одной могиле с Уильямом Блейком.

Стихотворения Уильяма Блейка


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Геката. 1795. Галерея Тейт, Лондон
Геката. 1795. Галерея Тейт, Лондон
Состраданье. 1794. Галерея Тейт, Лондон
Состраданье. 1794. Галерея Тейт, Лондон
Элохим и Создание Адама. 1795. Галерея Тейт, Лондон
Элохим и Создание Адама. 1795. Галерея Тейт, Лондон
Великий красный дракон и жена-солнце. 1810. Вашингтон
Великий красный дракон и жена-солнце. 1810. Вашингтон
Симония Папы. 1827
Симония Папы. 1827
Беатриче на колеснице. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери 1827
Беатриче на колеснице. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери 1827
Сатана и Иов. 1827
Сатана и Иов. 1827
Призрак ничтожества. 1820
Призрак ничтожества. 1820
Иерусалим. 1820
Иерусалим. 1820
Смерч возлюбленных. 1827
Смерч возлюбленных. 1827
Великий Архитектор. 1794
Великий Архитектор. 1794
Навуходоносор. 1795
Навуходоносор. 1795
Радостный День. 1820
Радостный День. 1820
Адам и Ева у тела Авеля. 1825
Адам и Ева у тела Авеля. 1825
Данте и Вергилий в воротах ада. 1827
Данте и Вергилий в воротах ада. 1827
Великий красный дракон. 1810
Великий красный дракон. 1810
Европа Пророчество. 1794
Европа Пророчество. 1794
Лестница Иакова. 1800
Лестница Иакова. 1800
Америка Пророчество. 1793
Америка Пророчество. 1793
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №1. 1808
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №2. 1808
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №3. 1808
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №4. 1808
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №5. 1808
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" №6. 1808
Исаак Ньютон. 1795. 460 x 600 mm. Галерея Тейт, Лондон
Исаак Ньютон. 1795. 460 x 600 mm. Галерея Тейт, Лондон
Elisha in the Chamber on the Wall. 1820. 243 x 210 mm. Галерея Тейт, Лондон
Elisha in the Chamber on the Wall. 1820. 243 x 210 mm. Галерея Тейт, Лондон
Лос. 1804-20. 146 x 222 mm. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хевен
Лос. 1804-20. 146 x 222 mm. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хевен
Воскрешение. 1804-20. 219 x 159 mm. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хевен
Воскрешение. 1804-20. 219 x 159 mm. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хевен
Когда утренние звёзды поют вместе. 1820. 280 x 179 mm. Библиотека Pierpont Morgan, Нью-Йорк
Когда утренние звёзды поют вместе. 1820. 280 x 179 mm. Библиотека Pierpont Morgan, Нью-Йорк
Лос, входящий в пещеру. 1804-20. 220 x 160 mm. Yale Center for British Art, New Haven
Лос, входящий в пещеру. 1804-20. 220 x 160 mm. Yale Center for British Art, New Haven
Job Confessing his Presumption to God who Answers from the Whirlwind. 1803-05. 393 x 330 mm. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Job Confessing his Presumption to God who Answers from the Whirlwind. 1803-05. 393 x 330 mm. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Иов с дочерьми. 1823-26. 217 x 170 mm. Галерея Тейт, Лондон
Иов с дочерьми. 1823-26. 217 x 170 mm. Галерея Тейт, Лондон
Вихрь любовников («Божественная комедия»). 1824-27. Художественная галерея, Бирмингем
Вихрь любовников («Божественная комедия»). 1824-27. Художественная галерея, Бирмингем
Песни невинности (Титульная страница). 1825. 152 x 140 mm. Metropolitan Museum of Art, New York
Песни невинности (Титульная страница). 1825. 152 x 140 mm. Metropolitan Museum of Art, New York
Притча о разумных и неразумных девах. Бумага, акварель. 400 x 333 mm. Галерея Тейт, Лондон
Притча о разумных и неразумных девах. Бумага, акварель. 400 x 333 mm. Галерея Тейт, Лондон
Бог пишет наставленья. 1881. Бумага, карандаш. 419 x 342 mm. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Бог пишет наставленья. 1881. Бумага, карандаш. 419 x 342 mm. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Иов и его семья. 1821. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Иов и его семья. 1821. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Явление Христа его последователям после воскрешения. 1795. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Явление Христа его последователям после воскрешения. 1795. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Тайная вечеря. 1799. Холст, темпера. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Тайная вечеря. 1799. Холст, темпера. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Суд Париса. 1811. Акварель. Британский музей, Лондон
Суд Париса. 1811. Акварель. Британский музей, Лондон
Данте и Вергилий у врат ада. 1824—27
Данте и Вергилий у врат ада. 1824—27
Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом. 1803-05. Бумага, карандаш, акварель. Тейт галерея, Лондон
Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом. 1803-05. Бумага, карандаш, акварель. Тейт галерея, Лондон

Другой вариан биографии

Уильям Блейк (Blake, William) (1757–1827), английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду Уильям Блейк был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 женился на Кэтрин Баучер. В 1783 друзья Блейка оплатили публикацию поэтических набросков. Вскоре после этого он занялся торговлей гравюрами и эстампами совместно с Дж. Паркером, сотоварищем по ученичеству; партнерство длилось до 1787. В том году Уильям Блейк потерял самого любимого из своих братьев – Роберта. В 1791 Блейк начал выпускать знаменитые сейча «иллюминированные книги» – отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.
Вплоть до тридцатилетия Уильяма Блейка его работы были известны в сравнительно узком кругу. Он стал больше известен после того, как взялся иллюстрировать популярную в середине 18 в. философскую поэму Э. Юнга "Ночные размышления". Уильям Блейк быстро выполнил 537 акварельных рисунков; их следовало выгравировать и отпечатать на больших листах как обрамление текста поэмы. В 1797 была отпечатана 1-я часть с 43 гравюрами; издание не имело успеха и было остановлено. К счастью, Блейк нашел мецената, Т. Батса, чиновника в управлении главного вербовщика, который постоянно покупал его картины на протяжении следующих тридцати лет.

В 1818 Блейк познакомился с молодым живописцем Джоном Линнелом, они подружились, и Линнел предложил Блейку выполнить – с его финансовой помощью – гравюры-иллюстрации к Книге Иова. Они были опубликованы в 1826. После этой работы, снова при поддержке Линнела, Блейк начал готовить 100 иллюстраций к Божественной комедии Данте и закончил 7 гравюр. Последние прожитые им годы были самым счастливым периодом его жизни. Умер Уильям Блейк в Лондоне 12 августа 1827.

Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские (или мистические). Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в Поэтические наброски (1783), заметны элементы подражания.

В 1789 Блейк выпустил "Песни невинности" , первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом «иллюминированной печати» – когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие «романтического возрождения», начало которому положит У. Вордсворт в 1798. В 1794 Песни невинности были изданы вместе с Песнями опыта .

Непритязательную простоту потеснили символика и скрытый смысл, однако и при прямом прочтении они покоряют лирической силой и самобытностью. Многие из Песен опыта были впервые записаны в Блокноте Блейка (известном как Рукописи Россетти) вместе с другими лирическими стихами, подчас прекрасными, но не использованными ни в одной публикации. С этого времени тяга Блейка к лирической поэзии как будто иссякла или ее вытеснило более сильное стремление к символическому эпосу и сатире. Уже в 1787 поэт использовал символы и аллегории в неопубликованной поэме "Тириель", написанной белым стихом; в ней изображается упадок прежних английских святынь – закона и искусств. Символы и аллегории присутствуют также в 1-й книге Французской революции (1791), эпической поэме, изображающей события во Франции.

После 1790 Блейк отпечатал серию «иллюминированных книг», в нее вошли: "Брак Неба и Ада", поэма в белых стихах и прозе, где сатира на Э.Сведенборга переплетается с метафизическими и религиозными рассуждениями. Здесь, в знаменитых "Пословицах ада", Блейк продемонстрировал также свой дар парадоксалиста; "Книга Тель" , изысканная аллегория о сошествии души от вечности к смертной жизни; "Видения дочерей Альбиона", где Блейк защищает свободную любовь, хотя и признает ее недостижимым идеалом; "Америка, пророчество", в которой американская революция символизирует извечную смену угнетения и мятежа; "Первая книга Юрайзена", универсальный миф о сотворении материального мира и рода человеческого, обреченного греху; "Европа", где Уильям Блейк указывает, что Европе ошибочно приписывают «женственные» законы и идеалы; Книга "Лоса", Книга "Ахании" , "Песня Лоса", где продолжается тема универсального мифа. Эти символические произведения, написанные вольным белым стихом, трудны для чтения из-за намеренной усложненности содержания. Несколько лет Уильям Блейк писал, переделывал и переписывал поэму "Вала, или Сон девяти ночей", названную затем "Четыре Зоаса", но не закончил ее и не собрал разрозненные страницы в какую-либо осмысленную последовательность. В поэме есть превосходные фрагменты, связывающие ее с последними двумя «иллюминированными книгами» – "Мильтон", в котором проблема зла в мире соотнесена с собственными душевными борениями Блейка, и "Иерусалим", итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом. Последняя крупная поэма Блейка – серия фрагментов, известная под названием "Вечное Евангелие".

Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790–1795) – всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых – "Бог, творящий Адама". Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой «картинам кабинетного формата», однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810–1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 Уильям Блейк был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.


Ссылки:
http://blake.sacrum.ru/

Главная страница- - - Романтизм- - - Уильям Блейк Rambler's Top100

 

© copyrights by starat. All rights reserved.        E-mail: [email protected]