Главная страница- - -Импрессионизм- - - Альфред Сислей Rambler's Top100
Rambler's Top100

Альфред Сислей

Альфред СислейАльфред Сислей (1839-1899). Общеизвестно начало движения французских импрессионистов - с "Салона отверженных" 1863 года, с выставок у Надара 1872 года и с нашумевшей экспозиции "Независимых" в апреле 1874 года на парижском бульваре Капуцинок, подарившей название всему направлению. Куда меньше известно начало художника Альфреда Сислея, чья неброская изысканность не сразу замечалась. С появлением картин Сислея не связано особых сенсаций, но это ничуть не снижает неоспоримой ценности и своеобразия его творчества.
По месту рождения и склонностям неотделимый от Франции, он тем не менее до конца жизни числился англичанином по происхождению. Родившийся в Париже и восемнадцати лет посланный в Англию учиться коммерции, Альфред вместо того увлекся живописными откровениями Констебла и Боннингтона и одним из первых "открыл" для французов пейзажное новаторство Тернера.

По возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Глейра, где подружился с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Фредериком Вазилем. Скоро разочаровавшись в академическом обучении, все четверо бросают занятия у Глейра. Намереваясь найти прекрасное в обычном, молодые новаторы поселились в Шайи близ Фонтенбло. С тех пор навсегда определились мотивы Сислея - изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и малоприметные уголки провинциальных городов. В 1866 году Сислей работает в Марлотте с Ренуаром, в 1867-м - в Онфлере с Базилем. Затем последовал любимый всеми импрессионистами Аржантей и, наконец, Порт Марли, особо полюбившийся Сислею. Одна только тема наводнения в Порт Марли составила у него целую серию.

Во время франко-прусской войны Сислей как британский подданный находился в Лондоне, где завязал весьма полезное знакомство с Дюран-Рюэлем, который вскоре стал покровителем всех импрессионистов, устроителем их выставок в своих галереях во Франции и за рубежом. Впервые в художественной критике имя Сислея упомянуто рядом с товарищами в памятном для всех 1874 году, и это не случайно: после поражения Коммуны во французском искусстве на первый план выдвигается уже не открытый революционно-демократический пафос Домье и Милле, а менее социально заостренные формы протеста - революцию в живописи производит правдивая передача повседневной изменчивой жизни природы.

В отличие от своих предшественников - барбизонцев, писавших пейзаж с натуры, но предпочитавших завершать картину в стонах мастерской, Сислей с товарищами весь процесс создания картины переносят на природу. В непосредственности натурного этюда пленэристы нашли неисчерпаемые живописные возможности, которые привели к невиданному доселе высветлению палитры, к господству чистых несмешанных красок.

Как всех импрессионистов, Сислея в картине занимает не сюжет, а тончайшие особенности природных состояний, света и цвета. Ненасытный в постижении мастерства, художник не стыдился учиться у сверстников. Так, вместе с К.Писсарро он писал зимние пейзажи в Лувесьенне ради изучения открытых импрессионистами рефлексов и цветных теней, в другое время живопись Сислея находилась под воздействием Ренуара и Клода Моне. Тем не менее его собственная утонченная индивидуальность прорывалась сквозь все влияния благодаря особой неповторимости его контакта с природой, более уравновешенного, непритязательного и естественного, чем у друзей. В этом Сислей объявил себя наследником Коро, что привело в итоге к большей, чем у соратников, простоте.

Заснеженный сад в Лувесьене
Заснеженный сад в Лувесьене
Отдых на берегу реки
Отдых на берегу реки
Берег Озы
Берег Озы
Стога
Стога
Мост в Бо
Мост в Бо
Прачки в Море
Прачки в Море
Деревня в Вуазане
Деревня в Вуазане
Канал
Канал
Лодка среди наводнения
Лодка среди наводнения
Нормандия, вечер. Тропинка к воде
Нормандия, вечер. Тропинка к воде
Мост в Море-сюр-Луан
Мост в Море-сюр-Луан
Дома на побережье в Луане
Дома на побережье в Луане
Ореховые деревья перед заходом солнца, Октябрь
Ореховые деревья перед заходом солнца, Октябрь
Берег Луаны близ Море
Берег Луаны близ Море
Сена под Сюрезне
Сена под Сюрезне
Каштановая аллея в Сель-Сен-Клауд
Каштановая аллея в Сель-Сен-Клауд
Сена под Бужевалем
Сена под Бужевалем
Путь старого парома в Би
Путь старого парома в Би
Крестьянская усадьба в Хёлленкафе
Крестьянская усадьба в Хёлленкафе
Мост в Аржантейе
Мост в Аржантейе
Мост в Море летом
Мост в Море летом
Сена под Бужевалем
Сена под Бужевалем
Купальня для лошадей в Марли
Купальня для лошадей в Марли
Прачки в Бужевале
Прачки в Бужевале
Дорога в Веню-Надон весной
Дорога в Веню-Надон весной
Речной берег
Речной берег
Море на Луане в дождь
Море на Луане в дождь
Сена близ Пор-Марли
Сена близ Пор-Марли
Мост и мельница в Море летом
Мост и мельница в Море летом
Лодки на канале Сен-Мартин в Париже
Лодки на канале Сен-Мартин в Париже
Лодки в Бужевале
Лодки в Бужевале
Деревенская улица в Марлоте
Деревенская улица в Марлоте
Сен-Мам, утро
Сен-Мам, утро
Регата в Молези
Регата в Молези
Туман на морском побережье
Туман на морском побережье
Луан близ Море
Луан близ Море
Грузовая баржа близ Сен-Мам
Грузовая баржа близ Сен-Мам
Берег Сены осенью
Берег Сены осенью
Пшеничное поле на холме в Аржантейе
Пшеничное поле на холме в Аржантейе
Луан близ Море
Луан близ Море
Речной пейзаж близ Море на Луане
Речной пейзаж близ Море на Луане
Темза в Хэмптон-Курт
Темза в Хэмптон-Курт
Мост в Аржантейе
Мост в Аржантейе
Каштановая аллея в Сель-Сен-Клауд
Каштановая аллея в Сель-Сен-Клауд
Улица в Лувесьене
Улица в Лувесьене
Бухта со скальными глыбами. 1897
Бухта со скальными глыбами. 1897
Скала в бухте Ланглан. 1897, холст, масло. Берн. Художественный музей
Скала в бухте Ланглан. 1897, холст, масло. Берн. Художественный музей
Церковь в Море. 1894
Церковь в Море. 1894
Церковь в Море солнечным утром. 1893
Церковь в Море солнечным утром. 1893
Церковь в Море в холодную погоду. 1893
Церковь в Море в холодную погоду. 1893
Церковь в Море зимой. 1893
Церковь в Море зимой. 1893
Мост в Море. 1893
Мост в Море. 1893
Канал Луа в Море. 1892
Канал Луа в Море. 1892
Пейзаж в Море. 1892
Пейзаж в Море. 1892
Море-сюр-Луа 1891
Море-сюр-Луа 1891
Снег, Станция Море. 1888
Снег, Станция Море. 1888
Море-сюр-Луа. 1888
Море-сюр-Луа. 1888
Лодки. 1885
Лодки. 1885
Канал Луа в Сен-Мамме. 1885
Канал Луа в Сен-Мамме. 1885
Двор фермы в Сен-Мамме. 1884, холст, масло, 73.5x93, Музей д'Орсэ, Париж
Двор фермы в Сен-Мамме. 1884, холст, масло, 73.5x93, Музей д'Орсэ, Париж
Берег реки в Сен-Мамме. 1884, холст, масло, 50x65, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Берег реки в Сен-Мамме. 1884, холст, масло, 50x65, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лодочная мастерская, Море-сюр-Луа. 1883
Лодочная мастерская, Море-сюр-Луа. 1883
Мельница Провенше в Море. 1883, холст, масло, 54x73, Музей Боймана-ван Бенингена, Роттердам
Мельница Провенше в Море. 1883, холст, масло, 54x73, Музей Боймана-ван Бенингена, Роттердам
Фруктовый сад весной. 1881
Фруктовый сад весной. 1881
Весной в Би. 1881
Весной в Би. 1881
Сад Ошеде. Монжерон. Около 1881, холст, масло, 56x74, ГМИИ им А.С.Пушкина
Сад Ошеде. Монжерон. Около 1881, холст, масло, 56x74, ГМИИ им А.С.Пушкина
Снег в Веню-Надон. 1880
Снег в Веню-Надон. 1880
Станция в Севре. 1879
Станция в Севре. 1879
Баржи в Бийянкуре. 1877, холст, масло, 46.5x56.3, Эрмитаж
Баржи в Бийянкуре. 1877, холст, масло, 46.5x56.3, Эрмитаж
Сена в Сюрене. 1877
Сена в Сюрене. 1877
Пейзаж Марли-ле-Руа, солнечно. 1876
Пейзаж Марли-ле-Руа, солнечно. 1876
Наводнение в Пор-Марли. 1876
Наводнение в Пор-Марли. 1876
Лодка, наводнение в Пор-Марли. 1876
Лодка, наводнение в Пор-Марли. 1876
Наводнение в Пор-Марли. 1876
Наводнение в Пор-Марли. 1876
Лувесьен. 1876
Лувесьен. 1876
Улица в Марли. 1876
Улица в Марли. 1876
Наводнение в Порт-Марли. 1876
Наводнение в Порт-Марли. 1876
Праздник в Марли-ле-Руа 1875
Праздник в Марли-ле-Руа 1875
Пристань в Порт-Марли. 1875
Пристань в Порт-Марли. 1875
Снег в Лувесьене. 1875
Снег в Лувесьене. 1875
Кузницв в Марли-ле-Руа 1875
Кузницв в Марли-ле-Руа 1875
Снег га дороге,Лувесьен. 1874
Снег га дороге,Лувесьен. 1874
Туманное утро, Вуазен. 1874
Туманное утро, Вуазен. 1874
Улица в Лувесьене. 1874
Улица в Лувесьене. 1874
Урок. 1874
Урок. 1874
Мост в Хэмптон Курт. 1874
Мост в Хэмптон Курт. 1874
Под мостом в Хэмптон Курте. 1874
Под мостом в Хэмптон Курте. 1874
Регата в Молеси. 1874
Регата в Молеси. 1874
Регата в Хэмптон Курте. 1874
Регата в Хэмптон Курте. 1874
Плотина в Молеси утром. 1874
Плотина в Молеси утром. 1874
Акведук в Пор-Марли. 1874
Акведук в Пор-Марли. 1874
Sentier de la Mi-cote, Лувесьен. 1873
Sentier de la Mi-cote, Лувесьен. 1873
Рю де ла Пренсесс , Лувесьен (бывшая улица в Виль Д'Aврай). 1873
Рю де ла Пренсесс , Лувесьен (бывшая улица в Виль Д'Aврай). 1873
Дорога на Севр близ Лувесьена. 1873
Дорога на Севр близ Лувесьена. 1873
Садовая тропа в Лувесьенне (Дорога л'Етарше). 1873, холст, масло, 64x46, частная коллекция
Садовая тропа в Лувесьенне (Дорога л'Етарше). 1873, холст, масло, 64x46, частная коллекция
Силовая станция в Марли. 1873
Силовая станция в Марли. 1873
Мороз в Лувесьенне. 1873, холст, масло, 46x61, ГМИИ им. А.С.Пушкина
Мороз в Лувесьенне. 1873, холст, масло, 46x61, ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пейзаж в Лувесьене. 1873
Пейзаж в Лувесьене. 1873
Первый снег в Лувесьене. 1872
Первый снег в Лувесьене. 1872
Площадь в Аржантейе. 1872
Площадь в Аржантейе. 1872
Бульвар Хелуаза. 1872, холст, масло, 39.5x59.6. Коллекция Эйлшы Меллон Брюс. Национальная Галерея искусств, Вашингтон
Бульвар Хелуаза. 1872, холст, масло, 39.5x59.6. Коллекция Эйлшы Меллон Брюс. Национальная Галерея искусств, Вашингтон
Пешеходный мост в Аржантейе. 1872
Пешеходный мост в Аржантейе. 1872
Гранд Руа, Аржантей. 1872
Гранд Руа, Аржантей. 1872
Мост в Вильнев-ла-Гаренн. 1872. Холст, масло, 49.5x65.4. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мост в Вильнев-ла-Гаренн. 1872. Холст, масло, 49.5x65.4. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Городок Вильнев-ла-Гаренн. 1872. Холст, масло, 59x80.5. Эрмитаж
Городок Вильнев-ла-Гаренн. 1872. Холст, масло, 59x80.5. Эрмитаж
Паром на Иль-де-ла-Лож, паводок. 1872
Паром на Иль-де-ла-Лож, паводок. 1872
Ветреный день в Венё, холст, масло, 60x81, Эрмитаж. 1872
Ветреный день в Венё, холст, масло, 60x81, Эрмитаж. 1872
Остров Сент-Денис. 1872
Остров Сент-Денис. 1872
Канал Святого Мартина. 1872
Канал Святого Мартина. 1872
Остров Сент-Денис. 1872
Остров Сент-Денис. 1872
Канал святого Мартина в Париже. 1870
Канал святого Мартина в Париже. 1870
Пейзаж канала святого Мартина в Париже. 1870
Пейзаж канала святого Мартина в Париже. 1870
Вид на Монмартр с Сите-де-Флер. 1869
Вид на Монмартр с Сите-де-Флер. 1869
Натюрморт с цаплей. 1867
Натюрморт с цаплей. 1867
Улица в Марло. 1866
Улица в Марло. 1866
Женщины, направляющиеся в лес. 1866
Женщины, направляющиеся в лес. 1866
Аллея в пригороде. 1864
Аллея в пригороде. 1864

Вода и небо - его основные "герои", и только затем - земля, растительность, постройки, люди. Он запечатлел морское побережье, озера и реки с рыбачьими лодками в различных состояниях в разное время года, создав в живописи негромкую, но подлинную поэму вод Иль-де-Франса. Текучесть воды воплощала для Сислея вечную подвижность самой жизни, но небу он уделял еще больше места. Оно является не просто фоном, но, создавая в пейзаже глубину, подвижно-изменчивым светом своим объединяет все вещи в природе. Оно придает цельность обобщения лаконичным картинам, подобным "Берегу Сены в Сен-Мамме", где только песок, волны и солнечный свет создают всю полноту гармонии.

Не напрасно художник испытывал стойкое влечение к музыке, любовь к которой воспитала в нем мать, а затем развило совместное музицирование с Фредериком Базилем. Сислей писал, что музыкальная фраза составляет как бы часть его самого - музыкально окрашена вся его живопись. Из-за этого он часто намеренно сводит весь колористический строй картины к одному единственному тональному ключу - голубому. как в "Наводнении в Порт Марли", или серому, как в "Ветреном дне в Вене".

Сложившись к началу 80-х годов, манера Сислея, не в пример Писсарро или Мане, впоследствии мало менялась. Сдержанный и застенчивый, сосредоточенный исключительно на работе, художник испытывал мало интереса к декларациям и еще меньше к воспринимавшей импрессионизм буржуазной публике и мнению профессионалов, ежевечерне разговаривавшихся в парижских кафе. Тем не менее именно его, молчаливого, но неизменно надежного, выбирали обычно в комиссии по устройству выставок и для принятия важнейших для всей группы решений.

После бульвара Капуцинок Сислей участвовал в импрессионистских экспозициях 1876 и 1877 годов, но затем отошел от выставок. Всецело отдавшись одной живописи, общаясь только с семьей, он ведет полунищее существование, получая ничтожные суммы за свои картины и все глубже увязая в долгах. Но главное, возрастает его одиночество и отчуждение от коллег. С 1882 года Сислей вообще оставляет традиционные встречи импрессионистов. Радостный свет остается только в его пейзажах.

И в 90-е годы художник не добился того успеха, какой к тому времени обрели Писсарро, Ренуар и Моне. В 1897 году Сислей делает последнюю отчаянную попытку вырваться из забвения при помощи персональной выставки. То, что критика и на нее ответила дружным молчанием, стало для живописца последним ударом. Тогда только он вспомнил о товарищах юности и вызвал одного из них для прощания. Через шесть дней по приезде Клода Моне - 26 января 1899 года Альфред Сислей угас в городке Морэ.

Когда на рубеже XX века произведения не дождавшегося признания мастера значительно поднялись в цене, стало ясно, что человек, вместе с Писсарро и Моне создавший расцвет национального пейзажа Франции, был отнюдь не второстепенным их спутником. Место Альфреда Сислея в импрессионизме весьма значительно, хотя он немногое в нем изобрел. Сильнее коллег стремясь к ясности и доступности искусства, он ближе других импрессионистов стоял к музыкальности Коро и демократизму барбизонцев. С другой стороны, наиболее безыскусное искусство Сислея дальше соратников пошло по пути художественного упрощения, ставшего краеугольным камнем открытий следующего поколения - постимпрессионистов. Место "тишайшего" из бунтарей - среди тех, кто отважно боролся за живость в живописи, за раскрепощение восприятия и самого искусства.

Использованы материалы статьи О.Петрончук кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


 

Главная страница- - -Импрессионизм- - - Альфред Сислей Rambler's Top100

 

©2007 Старатель.        E-mail: starat@yandex.ru