СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - ПИМЕНОВ Степан Степанович

Rambler's Top100

ПИМЕНОВ Степан Степанович


1784, Петербург - 1833, там же Виднейший русский скульптор начала XIX в., С. С. Пименов родился в семье мелкого чиновника. Как и большинство русских художников его поколения, поступил в АХ в детском возрасте (1795). Учился в скульптурном классе у М. И. Козловского, влияние которого на его творчество было исключительно велико. В 1802 г. Пименов получает малую золотую медаль за конкурсный проект надгробного памятника внезапно умершему Козловскому. Это одно из наиболее поэтичных произведений мемориальной пластики: изображена одинокая муза ваяния, погруженная в скорбную задумчивость. Закончив в 1803 г. АХ, Пименов становится ее пенсионером и начинает активно работать как скульптор-монументалист. Для строящегося здания Казанского собора в Петербурге он создает статуи русских князей - святых Владимира и Александра Невского (отлиты в бронзе в 1807 г. под руководством В. П. Екимова). За эту работу скульптор получает звание академика. В 1809 г. архитектор А. В. Воронихин привлекает Пименова к созданию скульптурного оформления сооружаемого им здания Горного института. Из пары двухфигурных групп, установленных на площадке перед портиком, Пименовым выполнена группа "Геракл и Антей" (1809-11). Как повествует древнегреческий миф, Антей - царь Ливии, сын богини земли Геи, непобедимый великан - черпал свои силы при каждом прикосновении к земле. Гераклу удалось его победить, гигантским усилием оторвав от земли и тем лишив источника силы. Композиция группы строится на контрасте напряженной, но устойчивой фигуры Геракла и ослабевшей, но полной стра стного порыва фигуры Антея. Могучая пластика, эпическая мощь образов, обобщенность форм согласуются и с пластикой второй группы - "Похищение Прозерпины Плутоном", выполненной В. И. Демут-Малиновским, и с архитектурными формами всего здания в целом. В качестве скульптурного убранства Адмиралтейства Пименовым были созданы не дошедшие до нас статуи "Нева", "Днепр", "Азия" и "Америка", а для верхней колоннады башни - скульптуры "Огонь", "Лето" и "Воздух" из пудосткого камня (в 1860 г. заменены вычеканенными из меди). В 1809 г. Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод в Петербурге, где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного фарфора. Осуществляя на заводе "надзор по скульптурной части", художник широко внедрил в практику использование фигурной скульптуры для украшения сервизных предметов, ваз и т. п. В замечательном десертном сервизе, получившем название "Гурьевский", пластические помпозиции представляют русских крестьян; это и одиночные фигуры, и группы в различных позах - коленопреклоненные, идущие, стоящие, танцующие. Ту же тему интерпретировал Пименов и в статуэтках жанрового характера ("Парень-водонос", "Девушка с коромыслом", обе 1812, и др.). Конец 1810-х - начало 1820-х гг. - период сотрудничества Пименова с архитектором К. И. Росси, сумевшим собрать замечательный творческий коллектив художников-единомышленников. Пименов и Демут-Малиновский вошли в этот коллектив как основные его участники. Так, Пименов при реконструкции усадьбы Аничкова дворца выполнил фигуры воинов в древнерусских одеяниях для павильонов, установленных при въезде со стороны Невского проспекта. Далее вместе с Демут-Малиновским выполняются работы для дворцового ансамбля на Елагином острове и для Михайловского дворца (ныне здание ГРМ). В это время складывается новое понимание синтеза искусств. Равноправие скульптуры и архитектуры, столь характерное для самого начала XIX в., было нарушено в пользу архитектуры, скульптуре отводилось подчиненное место, она играла более декоративную роль. Только в редких случаях скульптура обретала прежнюю мощь и силу выражения. Таким исключением стало пластическое убранство арки Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге, выполненное Пименовым и Демут-Малиновским. Арка явилась центром архитектурной композиции, она открывала проезд с Дворцовой площади на Морскую улицу и была задумана как триумфальный памятник победоносному завершению Отечественной войны. Венчает арку гигантская скульптурная группа - колесница с фигурой Славы, которую торжественно движет шестерка коней, ведомых под уздцы воинами в античных доспехах. Широкая расстановка фигур, их мерная поступь гармонично согласуются с ритмом архитектурных масс и огромной протяженностью всего здания, п олукружием охватывающего площадь. Пименовым была выполне на фигура крылатой Славы на колеснице, сама колесница и фигура воина, ведущего коня правой рукой. Кроме того, Пименов создал рельефные фигуры летящих Слав, трофеи над арками и в софитах арок, а также статую одного из воинов, стоящих между колоннами. Все скульптурные детали арки Главного штаба были вычеканены из листовой меди, это был первый опыт русских мастеров в создании сложной скульптуры из этого материала. Продолжая сотрудничать с Росси, Пименов выполнил для построенного архитектором Александрийского театра квадригу Аполлона (установлена в 1832 г.), для здания Публичной библиотеки - статуи Платона и Гомера (1820-е). Последняя значительная работа Пименова - скульптурное оформление Нарвских Триумфальных ворот (по проекту В. П. Стасова), выполненное совместно с В. И. Демут-Малиновским, П. К. Клодтом и другими скульпторами (1827-32). Пименов создал статую одного из витязей, стоящих на гранитных основаниях между колоннами,- старого воина. Волевая собранность, твердость, готовность к борьбе и одновременно величавое спокойствие характеризуют этот образ. Фигура крылатой Славы на колеснице, венчающей Нарвские ворота, также исполнена Пименовым. В отличие от спокойно-торжественной Славы на арке Главного штаба, этот образ полон экспрессии, целеустремленности. Данная в упругом движении, Слава как бы устремлена навстречу героям, приближающимся к воротам, весь ее образ полон эмоционального порыва, выражает состояние победного ликования. В 1832 г. скульптор был несправедливо уволен из АХ по распоряжению Николая I, что лишило его возможности полноценно творчески работать и ускорило смерть.



Святой Владимир. Статуя в нише северного портика Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804-07, Бронза
Святой Владимир. Статуя в нише северного портика Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804-07, Бронза

Проект надгробного памятника М. И. Козловскому. 1802. Гипс
Проект надгробного памятника М. И. Козловскому. 1802. Гипс

Старый воин. Статуя на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Листовая медь, выколотка
Старый воин. Статуя на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Листовая медь, выколотка

Колесница Славы на аттике Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. 1827-32. Листовая медь, выколотка. Фрагмент
Колесница Славы на аттике Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. 1827-32. Листовая медь, выколотка. Фрагмент

Слава. Барельеф на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Гипс
Слава. Барельеф на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Гипс



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


ПИМЕНОВ Степан Степанович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru