СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратович

Rambler's Top100

ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратович


1908 (1909), Тифлис - 1989, Тбилиси Осваивать свою будущую профессию театрального художника С. Б. Вирсаладзе начал в Тифлисской академии художеств (1926- 28), продолжил в московском Вхутеине (1928-30) и завершил в Ленинграде в ИНПИИ (1930-31). Рано определилась его приверженность к театру музыкальному, и особенно к балету, которым он увлекался с детства. Самостоятельную работу Вирсаладзе начал в Тифлисе, где оформил в Театре им. 3. П. Палиашвили балет "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1936). Но в 1937 г., спасаясь от политических репрессий, художник переехал в Ленинград, который стал его второй родиной - творческой. Спектакли, оформленные им в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова ("Лауренсия" на музыку А. А. Крейна, 1939; "Весенняя сказка", 1947, "Лебединое озеро", 1950 и "Спящая красавица", 1952, П. И. Чайковского, и др.) и в Малом оперном театре (балеты "Шехеразада" Н. А. Римского-Корсакова, 1950; "Семь красавиц" К. Караева, 1953; "Корсар" А. Адана, 1955), завоевали ему авторитет крупного мастера и видное место в искусстве и художественной жизни Ленинграда. В 1945-62 гг. Вирсаладзе был главным художником Театра им. С. М. Кирова. Все же вынужденное подчинение господствовавшим консервативным догмам сильно стесняло его творчество. Подлинные возможности сценографа раскрылись лишь в середине 1950-х гг., когда он принял участие в постановках балетмейстера-новатора Ю. Н. Григоровича - "Каменный цветок" на музыку С. С. Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1961). В них Вирсаладзе, опираясь преимущественно на творчески воспринятую и активно переработанную традицию мастеров "Мира искусства", выступил как смелый реформатор в балетной сценографии. Острое своеобразие замыслов, оригинальность скупых пространственных решений, исключительная красота и эмоциональная выразительность цветовых гамм, отличающие эти работы, оказали сильное влияние на многих художников. В середине 1960-х гг. Вирсаладзе вернулся в Тбилиси, но лучших результат ов по-прежнему добивался, оформляя спектакли Ю. Н. Григоровича (теперь уже на сцене Большого театра в Москве): "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Щелкунчик" П. И. Чайковского (1966), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С. С. Прокофьева (1975)и др.



Эскиз декораций к балету П. И. Чайковского
Эскиз декораций к балету П. И. Чайковского "Лебединое озеро". 1950. Гуашь

Эскиз декораций к балету А. Д. Меликова
Эскиз декораций к балету А. Д. Меликова "Легенда о любви*. 1961. Гуашь

Эскиз декораций к балету П. И. Чайковского
Эскиз декораций к балету П. И. Чайковского "Спящая красавица". 1963. Гуашь



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru