Термин импрессионизм родился случайно.
Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход
солнца" (от французского impression - впечатление), появившегося
на выставке импрессионистов в 1874 году. Это первое публичное выступление
группы художников, объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К.Моне,
Э.Дега, О.Ренуар, А.Сислей, К.Писсарро и другие), было встречено официальной
буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Правда, уже с конца
1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями
академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью
заметить: "Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы".
Сейчас, когда горячие споры об импрессионизме ушли в прошлое, вряд ли
кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим
шагом в развитии европейской реалистической живописи. "Импрессионизм
- это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения
реальной действительности" (В. Н. Прокофьев). Стремясь к максимальной
непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать
преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры,
почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой
в мастерской.
Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись
от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная"
чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов
и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного
искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту
лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь
его ночных огней и ритм непрестанного движения.
В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый
ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное
место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно
только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко
упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно
широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции,
в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Его
жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял
буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма
по отношению к основной линии развития французского реалистического
искусства XIX века.
Вместе с тем импрессионизм и, как мы увидим далее, постимпрессионизм
- это две стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа
того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового
и Новейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает
развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого
было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой
действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса
переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы
качественно нового его этапа -искусства ХХ века